Воскресенье, 19.05.2024, 08:30
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Собинского района ООШ№3 г.Собинки

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование гражданственности и патриотизма
Воспитать патриота и гражданина
 можно только через активную деятельность.
 Лихачев Д.С.
 Условия возникновения и становления опыта.
 В течение нескольких лет я работаю над проблемой «Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения». Интерес к данной теме определяется потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом и личностью. Происходит переоценка ценностей современного общества, что ведет к потере нравственных идеалов, на которых раньше воспитывалось подрастающее поколение. Поэтому сейчас возрастает роль и значение воспитания гражданских и патриотических качеств личности. Опыт эффективного гражданственного воспитания в практике средней школы №3 города Собинки в начале 90-х годов был утерян. В советское время в школе был создан краеведческий музей, ленинская комната, возведен Обелиск в память погибших в годы Великой Отечественной войны учителей и учащихся школы, активно работала агитбригада «Алый парус». Однако в переходный период музей был расформирован, многие экспонаты утеряны или пострадали во время аварии на теплоцентрали. Сменились и общественные ценности. Молодое поколение растерялось под натиском информации западных СМИ. В связи с этим возникла насущная потребность в практическом разрешении проблемы формирования гражданственности и патриотизма у учащихся, создания условий для полноценной социализации школьников. Это стало возможным в конце 90-х годов, когда в стране большое внимание стали уделять изучению истории и культуры родного края. В школьную программу был введен курс «История Владимирского края». В школах стали возрождаться музейные комнаты. Начала проводиться исследовательская работа по краеведению. В это время по совместительству я возглавляла работу городского краеведческого музея при Центре детско-юношеского туризма и экскурсий и руководила объединением «Активисты школьного музея». Мне удалось не только увлечь учащихся поисковой, экскурсионной деятельностью на базе музея, но и начать исследовательскую работу с учащимися по многим направлениям. Поэтому одним из условий складывания опыта стала интеграция с центрами дополнительного образования детей и городскими учреждениями, чьи музейные экспозиции мы пополняли в результате этой работы. Вскоре и в самой школе была создана новая музейная комната по истории школы.
В 2003году наша школа определила главным направлением своей работы гражданско-правовое воспитание и образование. В это же время в школе был создан правовой клуб, который в 2007 году продолжил свою работу на базе городской детской библиотеки. Интеграция краеведческого и правового образования стала составной частью деятельности клуба.
Таким образом, становление опыта проходило на базе муниципального образовательного учреждения Собинского района средней общеобразовательной школы №3 города Собинки, муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Собинского района Центра детско-юношеского туризма и экскурсий, городской детской библиотеки г.Собинки.    Планируя работу в данном направлении, я создала программу деятельности историко-краеведческого кружка «Активисты школьного музея» (приложение 1) и программу работы с одаренными детьми на базе городского музея «Юный историк-краевед» (приложение 2). В школе в своей работе использовала программы элективных курсов «Культура Владимирского края» (приложение 3) и «История в лицах» с краеведческим уклоном (приложение 4). Постоянно активизировала исследовательскую деятельность по истории родного края, включила краеведческие блоки в уроки истории и обществознания, стала проводить музейные уроки и занятия (приложение 5), использовала краеведческий материал и в работе правового клуба для старшеклассников «Живое право» на базе городской детской библиотеки (приложение 6).
Актуальность и перспективность опыта.
 События последнего времени подтвердили, что экономическая нестабильность, социальная незащищенность, утрата духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов гражданственности и патриотизма. В общественном сознании наблюдается постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического воспитания, получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к истории государства, падает престиж военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности как основы укрепления государства.
  В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: «Цели воспитания и образования – историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов». В статье 2 Закона РФ «Об образовании» среди приоритетов отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.) сформулирован социальный заказ, поставленный перед школой – воспитать «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны». В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Стандартах второго поколения также выделяется «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества». На новом этапе развития России образование играет важную роль в воспитании молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, способной к социализации, уважающей историко-культурное наследие всех народов России. Следовательно, одним из приоритетных направлений становится процесс формирования гражданственности и патриотизма у учащихся общеобразовательных школ.
 Актуальность данного опыта по формированию гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения определяется социально-значимыми проблемами, решаемыми в ходе процесса образования и воспитания - формирование образа гражданина-патриота, который будет жить и работать в демократическом обществе. Гражданско-патриотическое воспитание актуализирует проблему воспитания духовно богатой, свободной личности, ориентированной на высокие нравственные идеалы.
  Практическая значимость опыта заключается в разработке конкретных направлений деятельности, внедрения адаптированных программ, различных форм и методов работы с целью формирования гражданственности и патриотизма у школьников.
 Перспективность опыта по формированию гражданственности и патриотизма с использованием возможностей уроков, школьных музеев, правового клуба определяется организацией деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется воспитание человека – гражданина и патриота, ориентированного на общечеловеческие ценности. 
Ведущая педагогическая идея.
 Формирование гражданственности и патриотизма будет эффективным при условии ориентации учителя и учащихся на отечественные ценности: любовь к родине, уважение к традициям народа, гордость за историческое прошлое и героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство и верность Отчизне и вовлечения учащихся в различные формы индивидуальной и коллективной, в том числе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края, как средства формирования патриотически ориентированной личности.
Теоретическая база опыта.
 В педагогической литературе нет однозначного подхода к определению понятия «гражданственность». В педагогическом энциклопедическом словаре «гражданственность» трактуется как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. На основе анализа определений, предлагаемых ведущими российскими педагогами, данное понятие представляется как сочетание трех блоков:
- теоретического, включающего в себя комплекс знаний в различных областях общественной жизни;
 - деятельностного, позволяющего личности реализовывать свои права и выполнять обязанности по отношению к себе, семье, окружающим людям, государству;
- личностно-психологического – сочетание нравственных, патриотических и интернациональных чувств.
  Исходя из разных подходов к определению понятия «гражданственность», ученые выделяют основные компоненты его структуры. Так, Г.С. Довгаль, Н.А. Климова, Г.Г. Солодова к основным компонентам «гражданственности» относят гражданское сознание, гражданское самосознание, гражданские чувства, гражданские поступки. Г.Н. Филонов, А.С. Прутченков считают основным компонентом практическую деятельность, то есть умения, апробированные учениками в действии. По мнению В.Н.Шамардина основным акцентом должно стать патриотическое воспитание учащихся.
 Воспитание патриотизма - объективная необходимость для подрастающего поколения. При размытом патриотизме и национальном самосознании граждане становятся безучастными к состоянию дел в стране, слабеют социально-экономические, духовные и культурные основы нашего общества и государства. Гражданственность и патриотизм – два неразделимых понятия при формировании гражданственной компетенции личности.
 Патриотизм составляет базовую характеристику социальной направленности мировоззрения человека, выступает социально-нравственным императивом.            
Патриотизм – (patris - родина, отечество, греч.) в Толковом словаре В.И.Даля трактуется как «любовь к отчизне». Патриотизм – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы (Энциклопедия социологии).
  По мнению А.Н.Вырщикова и В.И.Лутовинова (Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. М., Планета,2010г.), патриотизм - это и сложное духовное качество человека. Оно проявляется в отношении к другим людям, к обществу в целом, к его материальным и духовным богатствам, к разнообразным видам деятельности, к делам на пользу Отечества. Оно включает в себя и знания о Родине, о ее прошлом и настоящем, и чувство любви и ответственности перед ней, это и развитие воли личности, ее умений и навыков, позволяющих вести себя действенно и активно, проявляя устойчивое положительное отношение к Родине.
 Современная трактовка патриотизма (С.Ю.Иванова. Современный российский патриотизм. Ростов-на-Дону, 2008г.) позволяет рассматривать его как органическую часть идейно-нравственного облика человека, проявляющуюся в активном действенном отношении к современному обществу, служении, труде, укреплении и защите Отечества, сочетающей глубокую любовь и преданность народу, языку, национальной культуре, природе с уважением к другим народам. Именно это многогранное отношение человека к Родине является предметом патриотического воспитания. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, горячо любящего свою Родину, уважающего ее прошлое, готового активно участвовать в укреплении государства. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, важный мобилизирующий ресурс развития общества.
 Основными структурными компонентами патриотизма, как явления общественной жизни, по мнению А.К.Быкова являются: патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическая деятельность. Лишь понимая значимость своего Отечества, гражданин готов предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов.
 Таким образом, патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, духовных ценностей, отражающих специфику и развитие нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России.                                                                                             Патриотическое воспитание складывается из нескольких направлений:
 -  военно-патриотическое воспитание;
 -  героико-патриотическое воспитание;
 -   национально- патриотическое воспитание;
 -  гражданско – патриотическое воспитание.
 Военно–патриотическое воспитание - это формирование патриотически ориентированной личности, с глубоким патриотическим сознанием и идей служения Отечеству, уважение к военной истории, стремление к военной службе и сохранение и приумножение русских воинских традиций.
 Героико-патриотическое воспитание направлено на пропаганду героической истории Отечества, знаменательных исторических дат, воспитание уважительного отношения к героизму наших предков.
  Национально-патриотическое воспитание формирует у учеников чувство любви к большой и малой Родине, уважительное отношение к русским традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ.
 Гражданско–патриотическое воспитание направлено на формирование у детей и молодежи социальной активности, ответственности, правовой культуры, зрелой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование у детей гражданственности как интегративного качества личности.
  Нельзя сказать, что современное поколение негативно относится к идее патриотизма. Чувство любви к Родине может находиться на разном уровне эмоционального, нравственного восприятия в каждом школьнике. И задача учителя вывести это чувство на первый план. Точно об этом сказал Д.С. Лихачев: «Патриотизм как осознанное чувство любви к своей Родине, к ее многострадальной и героической истории, к ее прекрасным традициям культуры - это великое возвышающее человека чувство» (Лихачев Д.С. Земля родная. М.,1983,с.9). По мнению философа Трубецкого, "поколебать в людях святыню Родины – значит вынуть из патриотизма самую его сердцевину. Когда Родина перестает быть для человека ценностью единственной, незаменимой, ее меняют на что-то другое, более соответствующее интересу, вкусу, выгоде”. (Трубецкой Е.Н. Избранное, М., 1995, с.268-269).
 Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается все зарубежное при забвении о национальном достоинстве.  Патриотизм и гражданственность нельзя навязать или внедрить в сознание людей посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из истории и жизни, так как идея патриотизма и гражданственности глубоко конкретна и неоднозначна по своей сути.
Новизна опыта
 Новизна опыта учителя по воспитанию гражданственности и патриотизма средствами исторического краеведения заключается в усилении роли внеклассной работы через практическую деятельность учащихся в рамках работы краеведческих объединений и правового клуба.
 Технология опыта.
  Цель - создание условий для формирования социально компетентной, мобильной личности, умеющей делать выбор и нести за него ответственность, сознающей и способной отстаивать свою гражданскую позицию и гражданские права. Задачи: 
 - изучить и проанализировать теоретические источники, практические материалы по проблеме формирования у учащихся гражданственности и патриотизма;
 -  разработать модель гражданско-патриотического воспитания детей в условиях интеграции учебной и внеурочной деятельности;
 - разработать и апробировать комплекс непрерывного краеведческого образования через урок - внеклассную деятельность – воспитательную работу;
 - вовлечь учащихся в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, в том числе в поисковую и исследовательскую деятельность по истории родного края;
 - разработать диагностический инструментарий по определению эффективности гражданско-патриотического воспитания;
 - распространить опыт среди коллег.
  Общеизвестно, что именно с краеведения (истории родного края) начинается путь к осознанию мира. Краеведение ориентировано на познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознании неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Неслучайно изучение истории Владимирского края вошло в региональный компонент и стало важным средством интеграции знаний и воспитания гражданина-патриота. Однако острая нехватка часов на основные предметы привела к тому, что на уроках истории мы уделяем краеведению 10-15 % от всего урочного времени, а на уроках обществознания использовать краеведческий материал удается тем более не всегда. Значит, нужно максимально использовать отведенное время на уроке и любую возможность во внеурочное время для работы с краеведческим материалом.
 При выборе гуманитарной модели образования, личностно-ориентированной на конкретного ученика, разбудить его внутренние мотивы, сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету, воспитать человека- патриота и гражданина становится наиболее важной задачей. При изучении истории Отечества краеведение может оказать существенную помощь в данном вопросе. Ведь краеведение - это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектом изучения становится сам ученик, его родословная, занятия его родителей, окружающий его мир, традиции, обычаи его предков, т.е. то, что интересно любому человеку.
  Учитель по-своему выбору может использовать местный материал, придавая ему соответствующую поставленным целям форму.
 Организуя данную работу, я использую следующие этапы деятельности.
 Первый этап – подготовительный. На этом этапе моя задача состоит в том, чтобы заинтересовать ученика и познакомить его с историей родного края.
 Если я хочу просто заинтересовать ученика, то расскажу ему или попрошу его подготовить для урока сообщение об исторической личности, связанной с нашим краем - А.Боголюбском, А.Невском, А.В.Суворове, М.М.Сперанском и других; привлечь его внимание - организую экскурсию по историческим местам области, посещение местных историко-краеведческих музеев. На занятиях объединений, элективных курсов учащиеся могут самостоятельно приготовить сообщения по разным краеведческим темам, провести беседы по классам в рамках Единого дня краеведения, подготовить материалы для экскурсий по разделам музея.
  Второй этап – организация практической деятельности в рамках школьного музея и правового клуба с целью получения учащимися опыта гражданского действия.   Основными видами деятельности являются:
 1. шефская работа над ветеранами Великой Отечественной войны, живущими в микрорайоне школы;
 2. организация встреч в школе с ветеранами войны и труда;
 3. шефство над школьным Обелиском, созданным в честь учителей и учеников школы, погибших в годы Великой Отечественной войны;
 4. регулярные субботники у Мемориала умершим воинам в cобинских госпиталях на городском кладбище;
 5. работа по сбору интересного материала для школьного и городского краеведческих музеев;
  6. встречи с известными людьми Собинского района в рамках проводимых занятий по тематике правового клуба «Живое право» на базе детской городской библиотеки.
 Третий этап – привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края.
 Суть поискового метода заключается в том, что учитель, организуя творческую познавательную деятельность учащихся, побуждает их находить источники новой, не сообщавшейся им ранее, информации, самостоятельно изучать ее и получать на этой основе достоверные знания, приобретать ценные познавательные умения и навыки.
 В своей работе я использую основные виды поисковой деятельности:
 1) Библиографический поиск, т.е. самостоятельная работа учащихся по подбору и изучению литературы, связанной с определенной темой. Цель данного поиска - обучение школьников умению работать с книгой, библиографическими источниками: правильно цитировать текст и делать ссылку на источник, аннотировать прочитанное, пользоваться указателями, справочной литературой, каталогами, грамотно оформлять список использованной литературы.
 2) Сбор краеведческого материала, который включает много навыков самостоятельной познавательной деятельности: сбор материала, его систематизация, анализ, иногда и реставрация. Учащиеся овладевают элементами методики научного исследования.
  3) Составление родословной, биографический поиск.
 4) Коллекционирование также является серьезной поисковой деятельностью, ориентированной на личностно значащую или общественно-полезную цель, обогащающую ребят новыми знаниями, способствующую выработке таких важных качеств, как умение систематизировать те или иные материалы, привычке к аккуратному их оформлению и хранению.
 Перед любым видом поиска необходима подготовленность детей к организуемой деятельности. Педагог должен создать условия поиска, предусмотреть возможные трудности, которые могут возникнуть в результате поиска.
  Для подготовки детей к исследовательской деятельности я использую музейные уроки, разные по форме и содержанию.
 Остановлюсь на некоторых из них.
 Наш город основан в середине ХIХ века. Градообразующим предприятием стала прядильно-ткацкая фабрика, построенная братьями Лосевыми в 1858 году. В городском музее сохранились воспоминания о жизни собинцев, собраны некоторые документы из Архива Владимирской области, относящиеся к концу ХIХ - началу ХХ вв. Я отобрала документы и включила их в урок "Положение рабочего класса России в конце ХIХ века на примере жизни и быта рабочих Собинской мануфактуры.”(8 класс, история Отечества). В нем наряду с содержанием учебника используются материалы музея, которые изучаются учащимися на уроке и докладываются по плану, либо предложенному учителем, либо составленному одной из групп учащихся. На этом же уроке ребята проводят сравнительную характеристику Морозовской стачки 1885г. и стачки собинских текстильщиков 1887г.
  Ученики делают для себя удивительные открытия, а это первые шаги в их будущую исследовательскую деятельность. Ребята учатся правильно цитировать текст документа, анализировать его, систематизировать и отбирать документы на определенную тему.
 В 9 классе по истории России проводится музейный урок "Собинка в годы І российской революции 1905-07гг.”. С помощью учителя решается проблема роли выступлений рабочих провинции и влияния этих выступлений на ход революции. Учащиеся создают сводную таблицу выступлений, определяют их характер, знакомятся с оценками современников тех событий и делают собственные выводы о данных событиях.
  В 9 классе в теме ''Великая Отечественная война'' есть урок ''Все для фронта! Все для победы!'', раскрывающий деятельность тыла в годы войны. Вторым уроком данной темы является краеведческий урок «Собинка в годы войны», который готовят сами ученики по желанию. Мы заранее посещаем городской музей, знакомимся с экспозицией по данной теме, документами, представленными в ней, выбираем один из разделов экспозиции, готовим сообщение или виртуальную экскурсию, а затем, как экскурсоводы, рассказываем о своих разделах экспозиции. Дополнительно звучат сообщения на тему «Собинцы - Герои Советского Союза», «Орден в твоем доме», «Герои живут рядом (об участниках войны – собинцах)», "Война глазами ее участников», «Седые дети войны». Обязательно используется материал о Герое Советского Союза – летчике Тарасове Алексее Кондратьевиче, который обучался в нашей школе. На эти уроки я обычно приглашаю ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда, иногда и родственников ребят. Такие уроки долго сохраняются в памяти. При подготовке данного урока ребята изучают много документов, газетного материала, изучают монографии наших земляков. Таким образом, они расширяют свой кругозор и приобретают новые знания, новый опыт исследовательской работы.
 Те, кому такая форма работы приходится по душе, посещают занятия краеведческого объединения «Активисты школьного музея», где учащиеся изучают основные элементы музееведения и собирают краеведческий материал, пополняют экспозиции школьной музейной комнаты и городского музея, работают над выбранной темой музейной экспозиции или краеведческого исследования. Неслучайно, некоторые из ребят стали лауреатами муниципальных и областных краеведческих конференций. Исследовательские работы по краеведению учащиеся могут защищать на занятиях элективных курсов «Культура Владимирского края» и «История в лицах».
 Краеведческий материал, собранный учениками, часто имеет практическую направленность. Часть его используется на уроках истории и обществознания. Например, при рассмотрении обществоведческой темы «Демографическая ситуация в России» частью урока становится вопрос о демографической ситуации в Собинском районе. Этот материал может также использоваться на уроках географии. Часть материалов проектов и исследований учащихся пополнили экспозиции музеев и музейных комнат организаций города Собинки.
  В 2007-2010гг. собранный краеведческий материал по современной истории города и района широко использовался в работе правового клуба «Живое право», созданного по инициативе школы на базе детской городской библиотеки. Ежемесячно для учащихся 9-11 классов проводились занятия по правовым темам, на которые приглашались для бесед представители местной администрации, политических партий, милиции, прокуратуры, военкомата. На занятиях клуба освещались самые разные вопросы, вызывающие интерес у подрастающего поколения: «Организация местного самоуправления», «Защита прав потребителей в Собинском районе», «Правовая ответственность подростков», «Воинская служба в России и области» и т. д. Так с применением краеведческого материала был организован учебный процесс по овладению учащимися знаний гражданских прав и формированию готовности добровольно выполнять гражданские обязанности. Результативность.
Для выявления значимости, особенностей и основных направлений формирования патриотизма и гражданственности у учащихся общеобразовательных школ с использованием краеведческого компонента требуется определить обоснованный и практичный критериально-оценочный аппарат, позволяющий оценить результативность созданных условий воспитательно-образовательного процесса. Т.М.Сафонова предлагает выделить следующие критерии и показатели сформированности гражданственности и патриотизма личности. критерии-показатели
Мотивационно-потребностный-интерес к краеведческой деятельности; -отношение подростков к нравственным и историческим ценностям региона; -потребность в дальнейшем совершенствовании краеведческих знаний; -характер мотивации и активности в освоении краеведческих знаний.
когнитивный-полнота, системность, конкретность, прочность и осознанность краеведческих знаний
поведенческий-уровень активности подростков в различных формах краеведческой деятельности; -уровень владения основными навыками краеведческой деятельности
Опираясь на показатели, можно выделить три уровня сформированности патриотизма и гражданственности у учащихся общеобразовательных школ:
 1. Высокий – качество проявляется всегда;
 2. Средний – качество проявляется почти всегда, но под воздействием преподавателя;
 3. Низкий – качество проявляется редко или не проявляется совсем.
К высокому уровню сформированности патриотизма и гражданственности можно отнести учащихся, показывающих высокий интерес к краеведческой деятельности, потребность в изучении культуры и истории Родины, региона. Их отличает толерантное отношение к другим народам. Они характеризуются наличием своих убеждений, правильным пониманием проблем и требований регионального развития. Владеют всеми навыками краеведческого исследования, умеют применять их на практике.
Средний уровень сформированности патриотизма и гражданственности характеризуется наличием у учащихся интереса к краеведческой деятельности, которая проявляется под влиянием учителя. Они отличаются невысокой мотивацией к изучению истории и культуры своей Родины, участию в историко-патриотической работе. Исторические и краеведческие знания занимают одно из центральных мест в общем объеме знаний, однако они не воспринимаются как необходимость. У учащихся есть свои убеждения, как правило, ответственное отношение к своим поступкам, но в некоторых случаях их решения не соответствуют требованиям регионального развития. Навыками краеведческого исследования владеют, но не всегда применяют их на практике.
При низком уровне сформированности патриотизма и гражданственности ученики только иногда проявляют интерес к краеведческой деятельности, и только под влиянием учителя, или совсем не занимаются краеведением. Они мало интересуются историей Родины, историко-патриотическую работу выполняют только изредка при побуждении и под контролем учителя. Исторические и краеведческие знания занимают у них одно из последних мест в общем объеме знаний, воспринимаются как необязательные. Проявляется неуверенность в собственных убеждениях. Навыками краеведческого исследования владеют слабо, иногда под влиянием взрослых пробуют применять их на практике. Измерителем первого критерия является наблюдение учителя и анкетирование учащихся.
Измерителем второго критерия является тестирование учащихся по изученной тематике.
 Измерителем третьего критерия является наблюдение учителя и анкетирование учащихся.
 Педагогическое наблюдение показывает, что учащиеся 6-11 кл. положительно относятся к краеведческой деятельности, с интересом изучают историю родного края, индивидуально и коллективно работают над созданием исследовательских проектов, особенно если проект носит практико – ориентированный характер.
 I.  Сформированность мотивационно-потребностного критерия (приложение 7). Эмоциональный отклик учащихся на изучение истории родного края (анкетирование учащихся).
 Анализ анкет, проведенных в 6-11 классах школы, показал, что более 70% опрошенных учащихся проявляют интерес к краеведческим знаниям, охотно посещают с классом или семьей исторические места и музеи области, проявляют уважение к культуре и традициям других народов.
  Потребность в дальнейшем совершенствовании своих краеведческих знаний видят более 50% учащихся, заниматься исследовательской работой хотят лишь 10% опрошенных. Это объясняется возрастными особенностями подростков, которые еще не совсем готовы к самостоятельной исследовательской деятельности.
  II. Сформированность когнитивного критерия у учащихся 7А и 9А классов школы (тестирование учащихся в октябре 2010г.) (приложение 7).
Высокий уровень- 7 класс -18 % 9 класс – 20%
Средний уровень- 7класс – 67 % 9 класс – 70%
Низкий уровень - 7 класс - 15 % 9 класс – 10%
В 7 классе только начинается серьезная работа на уроках истории и обществознания по включению краеведческого материала в содержание. В 9 классе краеведение используется системно: помимо уроков введен элективный курс «История в лицах», где большое внимание уделяется деятельности наших земляков в разные периоды истории, ребята начинают посещать занятия правового клуба «Живое право» на базе городской детской библиотеки. Знания ребят расширяются, конкретизируются, что позволяет более полно усвоить предлагаемый программный материал.
 III. Анализ ранжирования учащихся 7А и 9А классов с применением ценностей гражданско – патриотической позиции школьников в октябре 2010 г. Используются анкеты и диагностики по сформированности у учащихся ценностных ориентаций. Высокий уровень – 10%
 Средний уровень – 87%
Низкий уровень – 3%
Ценности, получившие у учащихся наибольшую значимость7А класс (20 учащихся)9А класс (20 учащихся)
1. Любовь к Родине, интерес к ее историческому прошлому   18   19
 2. Уважение к культуре и традициям своего народа и культуре других национальностей                   12  14
 3. Чувство долга (знание и соблюдение прав и обязанностей)   14  16
 4. Положительное отношение к здоровому образу жизни      16  19
 5. Ответственность за свои поступки и действия     17  18
Анализ данного ранжирования говорит о сформированности патриотических и гражданских ценностей у учащихся среднего звена.
 IV. Сформированность поведенческого критерия (деятельностной позиции) - потребность участвовать в различных формах краеведческой деятельности и исследовательских проектах, углубленно изучать историю родного края. (Измеритель: наблюдение, анкетирование, грамоты участников проектов, контент – анализ сочинений на патриотическую тему.)
 Ежегодно учащиеся участвуют в краеведческих конференциях, в конкурсах исследовательских работ школьников – участников туристско-краеведческого движения «Мое Отечество», в Едином Дне краеведения, пишут сочинения по патриотической тематике к Празднику Победы. Члены краеведческого объединения постоянно занимаются сбором краеведческого материала, готовят новые экспозиции и сменные выставки на базе музеев. В работе правового клуба старшеклассники принимают активное участие и в подготовке мероприятий и в их проведении, не остаются безучастными и во всех праздничных и трудовых мероприятиях школы и города. Исследовательские проекты ребят стали частью экспозиций музейной комнаты Районного Узла Связи (проект Торговцевой Екатерины «К вопросу о развитии почтовой связи в городе Собинке»), музея ОВД города Собинки (работа Светиковой Марии «Родословная семьи Хлопковых-Светиковых» о А.Хлопкове, погибшем во время чеченских событий). По результатам работы Кандаловой Екатерины « К вопросу о застройке города Собинки» в ЦДЮТиЭ был создан фильм «История Собинки в зданиях и сооружениях», который распространен по всем учебным заведениям города. В 2007г. лауреатом районной краеведческой к
Категория: Мои статьи | Добавил: marina (02.01.2011)
Просмотров: 12649 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 2.4/8
Всего комментариев: 1
1 Елена  
0
Жаль, нельзя было посмотреть Приложения

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024