Из опыта работы учителя начальных классов Гуренковой М.Г. (I квалификационная категория)
Наличие индивидуальных психофизиологических различий в
развитии учащихся вызывает необходимость внедрения дифференцированного
обучения, которое способно создать максимально благоприятные условия для
становления личности ученика проявления его индивидуальности. Для того , чтобы
эффективно организовать учебный процесс, я разделила класс на 3 группы (состав
групп условен и непостоянен). Первая группа-это дети с высоким уровнем
обучаемости, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют
существенное, закономерное, в частном видят общее, способны самостоятельно
развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания вновые ситуации,
достигают высокого уровня знаний за самое короткое время. Вторая группа-
ученики среднего уровня обучаемости, которые усваивают учебный материал после
многократных тренировочных упражнений, умею увидеть в частном общее, овладев
знаниями , осуществляют параллельный перенос в новые условия, для усвоения
знаний требуется более длительное время. Третья группа – учащиеся низкого
уровня обучаемости, которые усваивают материал после многократных упражнений и
не всегда в полном объеме, затрудняются в выделении существенного,
закономерного после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют
задания репродуктивного характера, овладевают знаниями за более длительное
время, чем предыдущая группа учащихся. Организация внутришкольной
дифференциации включает несколько этапов:
1) я
определяю критерии, на основе которых выделяю группы учащихся для
дифференцируемой работы.
2) Провожу
диагностику по выбранному критерию
3) Распределяю
детей по группам с учетом диагностики
4) Выбираю
способы дифференциации, разрабатываю разноуровневые задания для создания групп
учащихся
5) Реализую
дифференцируемый подход к школьникам на различных этапах урока
6) Провожу
диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с
которыми может изменяться состав групп и характер дифференцируемых заданий.
На уроках я использую различные
способы дифференциации, которые могут сочетаться друг с другом, а задания могут
предлагаться на выбор:
- Дифференциация
учебных заданий по уровню творчества. Этот способ предлагает различие в
характере познавательной деятельности школьников, которая может быть
репродуктивной и продуктивной (творческая)
- Дифференциация
учебных заданий по уровню трудности. Этот способ предлагает усложнение
заданий для наиболее подготовленных учащихся
- Дифференциация
заданий по объему учебного материала. Этот способ предполагает, что уч-ся
2 и 3 групп выполняют еще и дополнительное задание, аналогичное основному,
однотипное с ним. Дополнительные могут быть задания на смекалку,
нестандартные задания, упражнения игрового характера
- Дифференциация
по степени самостоятельности уч-ся. Все дети выполняют одинаковые задания,
но они это делают под руководством учителя, другие самостоятельно
- Дифференциация
по характеру помощи учащимся. Этот способ не предусматривает фронтальной
работы. Все приступают к работе самостоятельно, но тем детям , которые
испытывают затруднения оказывается дозированная помощь (в виде
вспомогательных заданий, дополнительных упражнений, карточек-подсказок)
- Дифференциация
по форме учебных действий. Например, при работе над простой арифметической
задачей.
На ветке сидело 5 птиц, 2 птицы
улетели. Сколько птиц осталось на ветке?
Выполняется следующая работа:
1 группа-решение задачи без
наглядной опоры
2 группа-решение задачи с помощью
схематического рисунка 000 00
3 группа – решение задачи с опорой
на индивидуальность
Счетный материал – картинки с
изображением птиц.
Различные способы дифференциации
я обычно использую в сочетании друг с другом на различных этапах урока. |