Воскресенье, 19.05.2024, 10:11
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Собинского района ООШ№3 г.Собинки

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 64
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «АКТИВИСТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ»
Пояснительная записка
 Школьный музей - одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно-полезной деятельности.
 За многие десятилетия своего развития школьные музеи претерпева­ли существенные изменения. Они были и своеобразными предметными кабинетами, и уменьшенными копиями «взрослых» государственных му­зеев. И все-таки школьные музеи принадлежат к миру детства и не могут не учитывать особенности детской психологии. Лучшие школьные музеи - это всегда сотворчество детей и взрослых.  Приобщаться к миру музея можно в любом возрасте. Но серьезно ос­ваивать музейное дело по силам детям среднего и старшего школьного возраста. Ведь для работы в музее желательно знать историю краеведения и музейного дела, основы современного музееведения, смежных истори­ческих дисциплин. Специфика музейной деятельности - в ее разнообра­зии и универсальности, в приобщении к различным видам деятельности (поисково-исследовательской, учетно-хранительской, экспозиционной, экскурсионной, массово-пропагандистской и др.). Это требует от всех причастных к жизни школьного музея наличия специальных знаний и широкого кругозора. В школьном музее учащиеся могут получить хоро­шую допрофессиональную подготовку. Но только при наличии базовых знаний можно говорить о более узкой специализации.
 Программа «Активисты школьного музея» рассчитана на 216 часов, что составляет 2 часа в неделю. Срок реализации - три года. Возраст обучающихся – 11-16 лет. Программа усовершенствованная, составлена на основе программы А. И. Персина «Активисты школьного музея» МО и Н РФ, ФЦДЮТ и К, М, 2006г, при расширении или сужении содержания блоков. Дополнена работой по составлению презентаций по экспозициям музея.
 Цель программы.
Приобщить учащихся к историческому и культурному наследию родного края средствами краеведения и музееведения.
 Задачи программы:
 - реализовать интерес учащихся к изучению истории родного края, русской национальной культуры, проявить себя носителями знаний этой истории и культуры;
 - познакомить учащихся с особенностями профессии музейного работника, ее многообразием;
 - познакомить учащихся с типичными для музея видами деятельности: научной, поисково-исследовательской, просветительской, оформительской, экскурсионной и др.;
 - развить у обучающихся умение культурно-социального взаимодействия и общения через проведение экскурсий, встреч с интересными людьми и т.д.;
  - развить творческие способности, эстетические чувства обучающихся через изучение жизни, деятельности и мастерства выдающихся личностей.
 Тематическое наполнение и часо­вая разбивка курса отражены в учебно-тематическом плане. Занятия строятся по тематическим блокам: «Введение в музееведение», «История музейного дела в России», «Краеведение и школьные музеи в России», «Школьный музей: его специфика и место в музейной сети», «Краеведческая работа школьного музея», «Учет и хранение фондов школьного музея», «Актив школьного музея», «Экспозиция школьного музея», «Массовая и экскурсионная работа школьного музея», «Литературные источники по краеведению и музееведению».
 Программа предусматрива­ет проведение теоретических и практических занятий, изучение широко­го круга тем и вопросов. Некоторые из них довольно сложны и требуют особых усилий. Ряд теоретических и особенно практических занятий це­лесообразно проводить на базе различных школьных и государственных музеев, в архивах и библиотеках. Для более полноценной организации учебного процесса необходимо сотрудничество с профессиональными музейными работниками.  Музееведение - развивающаяся наука. На многие вопросы нет гото­вых однозначных ответов, существуют разные мнения по некоторым по­зициям. По спорным темам можно провести открытые столы, дискуссии. Было бы интересно обсудить с учащимися темы: «Нужен ли музей в школе, в городе?», «Можно ли трогать экспонаты рука­ми?», «Что можно, а что нельзя хранить в музее?» и др. Проведение дискуссий, свободных обсуждений, деловых игр - неотъ­емлемое условие плодотворного развития школьного музея, залог его долголетия. В проведении занятий объединения необходимо использовать исследовательские методики:
- наблюдения. Они, как правило, касаются природной среды (погода, животный мир, состояние различных природных объектов и т.п.). Но наблю­дать можно и за окружающей жизнью, событиями, фиксируя наи­более характерное, примечательное.
- обследование. Проводится по специальному плану, программе. Возможно обсле­дование природного, исторического, культурного или иного объек­та.
 - экскурсии и походы по родному краю. Они будут пробуждать интерес к различным уголкам рай­она, ребята узнают новое о родных местах, поделятся увиден­ным друг с другом. Каждый попытается определить для себя инте­ресную и перспективную тему для исследовательской работы в бу­дущем.
- работа в библиотеках, архивных и научных учреждениях. Такая работа создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовывать исследовательскую краеведческую деятельность.
- просмотр телепередач, прослушивание радиопрограмм, чтение газет и журналов. Много интересной информации можно почерпнуть из современ­ных СМИ. Иногда неожиданно промелькнет рассказ журналиста, известного историка о нашей местности.
- опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки исто­рии края, воспоминания которых следует записывать. Если воспо­минания даже будут противоречить имеющимся историческим фа­ктам, к ним можно будет относиться как к легендам. Анкетирова­ние поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на опреде­ленном историческом этапе.
- переписка с земляками. Хорошо бы попытаться выявить людей, которые жили в этих кра­ях, но уехали на другое место жительства. Им будет приятно вспом­нить о местах своего детства, поделиться воспоминаниями, а может быть, и интересными предметами.
- встречи со старожилами, интересными людьми. Такие встречи помогут расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большее число людей, которые постепенно могут стать друзьями музея.
 Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-вос­питательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в про­цессе их участия в осуществлении различных направлений музейной де­ятельности. Размышляя о функциях краеведческого музея, один из вид­нейших отечественных музееведов Ф.И.Шмит писал, что «краеведческий музей — это, в первую очередь, музей учебный. ...Сюда непременно нуж­но водить школьников, чтобы для них ожили и стали понятными сухие рисунки-схемы учебников природоведения и истории, ... чтобы пробудить и обо­стрить внимание и наблюдательность и вовлечь ребят в собирательскую, исследовательскую работу».
 Участвуя в поисково-собирательской работе, учащиеся постоянно со­прикасаются с историей края независимо от того, какую тему они изуча­ют. Исторические же знания, по образному определению С.О.Шмидта, «обладают особым свойством: они воспитывают не только разум, но и душу».
  Путешествуя по родному краю, изучая недвижимые памятники исто­рии и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобрази­тельными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по исто­рии, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история малой родины связана с историей страны, как различные исторические, полити­ческие и социально-экономические процессы, происходящие в государст­ве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, поселке, селе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и предста­вления детей, почерпнутые при изучении школьного курса по истории, обществоведению, литературе, географии, естествознанию и т.д. 
 Закрепление и расширение знаний обучающихся, предусмотренных феде­ральным компонентом государственных образовательных стандартов, — это только первый уровень реализации образовательно-воспитательной функции краеведения и школьного музея. Знания, полученные в процессе изучения предметов обязательного курса, проверяются, конкретизируются и закрепляются на практике в процессе краеведческих изысканий, экскурсий в музеи, на промышлен­ные и сельскохозяйственные предприятия, во время путешествий и похо­дов по родному краю. Так реализуется и региональный компо­нент образовательных стандартов.  
 Не менее важно и то, что в процессе музейно-краеведческой деятель­ности учащиеся овладевают основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьным курсом. В зависимости от профильной те­матики школьного музея, краеведческих изысканий, дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источни­коведения, этнографии, топонимики и т.п. Кроме того, учащиеся овладе­вают навыками исследовательской деятельности: выбор и формулирова­ние темы исследования, историографический анализ темы, поиск и сбор источников, их сопоставление и критика, составление научно-справоч­ного аппарата, формулирование гипотез, предположений, идей, их про­верка, оформление выводов исследования и выработка рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фаль­сификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между основным и второсте­пенным и т.п.
  Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой раз­личных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведче­ских изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.  Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подро­стков. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересны­ми людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края «изнутри», понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
  Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Мно­гообразие видов работы, которые необходимо выполнять в школьном му­зее, позволяет детям выбрать себе занятие по душе, реализовать свои творческие потребности и способности. Достичь высоких результатов в воспитании трудолюбия практически невозможно, если заставлять ре­бенка выполнять ту работу, которая ему не нравится.
  Среди форм проведения занятий и стандартные, типовые: лекция, беседа, и новые, только входящие в практику: мастер-классы, деловые игры, создание проектов и др. Формы подведения итогов зависят от темы и цели проводимых занятий: это могут быть и олимпиады, и конкурсы, круглые столы и дискуссии, защита проектов, конкурс экскурсоводов и итоговая конференция.
 Учебно-тематический план 
№ Темы занятий п/пКоличество часов
ВсегоТеорияПрактика
1. Введение в музееведение 17 10 7
2. История музейного дела в России 20 10 10
3. Краеведение и школьные музеи в России17 10 7
4. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети 8 8 -
5 . Краеведческая работа школьного музея. Составление презентаций по экспозициям.20 10 6 14 10
6. Учет и хранение фондов школьного музея 28 4 24
7. Актив школьного музея 2 - 2
8. Экспозиция школьного музея 22 6 16
9 . Массовая и экскурсионная работа школьного музея 66 16 50
10. Литературные источники по краеведению и музееведению 6 6
Всего 216 70 46
Содержание программы
1. Введение в музееведение
Музееведение в системе наук. Музей - институт социальной памяти. Эволюция музея. Музей - на­учная организация или центр досуга? Споры о назначении музея. Музей в современном мире. Тип и профиль музея. Понятие о музейном предме­те. Классификация музейных предметов. Музейная терминология.
Практические занятия
Посещение государственных музеев. Обсуждение публикаций, филь­мов. Встречи со специалистами. Выполнение творческих заданий.
2. История музейного дела в России
 Коллекционирование древностей. Первые музеи в России. Петр I и его Кунсткамера. Частные собрания в ХVIII-ХIХ вв. Эрмитаж. Первые обще­доступные музеи. Галерея Третьякова. Музеи в XX в. Новые тенденции в музейном деле после 1917 г. Музеи советской эпохи. Музеи на службе по­литики. Музей в конце XX - начале XXI вв. Музей на службе человека. Новые возможности музея. Практические занятия
Знакомство по литературе, иллюстрациям, фото- и киноматериалам с изучаемыми музеями. Экскурсии в музеи. Встречи с музейными работни­ками. Подготовка докладов, рефератов. Дискуссия, викторина.
3. Краеведение и школьные музеи в России
Зарождение отечественного краеведения. Летописание. Деятельность Петра I, М.В.Ломоносова. Развитие культуры, образования, их влияние на развитие краеведения. Экскурсионная работа и краеведение. Общест­венная инициатива - главный двигатель краеведения. Краеведение в Рос­сии на рубеже ХIХ-ХХ вв. Первые школьные музеи. Предметный метод в обучении. Музей - предметный кабинет. Краеведение и школьные му­зеи после 1917 г. 1920-е гг. - «золотое десятилетие» отечественного крае­ведения. Влияние политики, идеологии на краеведение. 2-я пол. XX века. Бурный рост школьных музеев. Государственная политика в области школьного краеведения. Массовое краеведческое движение в системе об­разования и школьные музеи. Кризисные явления в области краеведения в 1980-1990-х гг. Краеведение и школьные музеи на современном этапе. Сеть школьных музеев.
Практические занятия
Посещение государственных и школьных музеев. Встречи с учеными, краеведами. Диспуты по спорным темам.
4. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети
Школьный музей в системе образования. Основные признаки школь­ного музея. Его специфика и функции. Школьный музей - отечественный феномен. Эволюция школьного музея. Роль и место музея в образователь­ном учреждении. Какой музей нужен школе? Школьный музей в музей­ной сети страны. Чем отличается школьный музей от музея государствен­ного. Вчера - школьный, завтра - государственный. Нормативная база. «Положение о школьном музее». Паспортизация школьных музеев.
Практические занятия
 Посещение государственных и школьных музеев. Встречи с сотрудни­ками государственных музеев, активом школьных музеев. Круглые столы, деловые игры по различным проблемам деятельности школьных музеев.
 5. Краеведческая работа школьного музея
Краеведение - краеугольный камень деятельности школьного музея. Музей - хранитель местной истории. Уровни краеведческой деятельно­сти: семья, школа, родной край. Специфика края и профиль музея. Крае­ведческие источники: устные, письменные, археологические, этнографи­ческие, памятники архитектуры и искусства и др. Формы краеведческой работы: переписка, встреча, обследование, экскурсия, поход, экспедиция и др. Исследовательские методы в краеведении: наблюдение, анкетирова­ние, опрос, беседа и др. Связь направлений краеведческой деятельности а) с профилем музея; б) с изучением собственных предметов и коллекций; с иными исследованиями (педагогическими, социологическими и др.). Результаты краеведческой деятельности: отчеты экспедиции, рефераты, доклады, исследовательские работы, конференции, выставки и др.
Практические занятия
Знакомство с деятельностью музеев, научных и общественных органи­заций, краеведов. Работа с источниками. Участие в краеведческой работе. Подготовка рефератов, докладов и др.
6. Учет и хранение фондов школьного музея
Понятие о фондах музея. Состав (структура) фондов. Основной фонд и научно-вспомогательный фонд. Обменный, дублетный фонды. Учетная документация школьного музея. Книга поступлений - основной доку­мент учета музейных предметов. Картотеки, их разновидности. Акты при­ема и передачи музейных предметов. Условия хранения фондов. Требования к помещению. Всё ли может сохранить школьный музей? «Хранить запрещено!» Режим хранения. Световой, температурный, температурно-влажностный режимы хранения. Условия хранения фондов в экспозиции и запасниках.
Практические занятия
Посещение государственных и школьных музеев. Знакомство с их фондами. Заполнение музейной документации.
7. Актив школьного музея
Совет и актив школьного музея. Детское самоуправление. Распределе­ние обязанностей в совете музея. Планирование работы. Координация ра­боты с государственными и иными музеями. Творческий союз взрослых и детей - залог успеха.
Практические занятия
Знакомство с работой актива школьного музея. Составление плана ра­боты.
 8. Экспозиция школьного музея
Экспонат - главная структурная единица экспозиции. Концепция и художественный замысел экспозиции. Экспозиция - коллективный труд. Методы построения экспозиции. Порядок организации экспозиции: изу­чение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана, разработка архитектурно-художественного проекта, изготовление обору­дования, текстов, монтаж и оформление. Искусство экспозиции. Экспозиция и выставка. Возможности организа­ции экспозиции и выставки в условиях школы.
Практические занятия
 Посещение государственных и школьных музеев. Знакомство с экспо­зициями и выставками. Участие в работе по созданию экспозиции, вы­ставки.
 9. Массовая и экскурсионная работа школьного музея
Аудитория школьного музея: учащиеся образовательного учреждения, жители района, гости. Работа с организованными группами и случайными посетителями. Формы массо­вой работы музея: экскурсия, лекция, беседа, урок в музее, консультация, встреча, конференция, праздник и др. Экскурсия. Виды экскурсий. Об­зорная экскурсия. Методика подготовки экскурсии. Работа с литературой и источниками. Отбор экспонатов. Составление текста и маршрута экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. Сочетание рас­сказа и показа. «Портфель» экскурсовода. Способы активизации работы с аудиторией: листы и тетради-задания, театрализованные экскурсии, иг­ры, спектакли и др.
 Практические занятия
 Посещение государственных и школьных музеев. Знакомство с массо­вой и экскурсионной работой музеев. Встречи с сотрудниками музеев, экс­курсоводами. Составление текста экскурсии, сценария занятия, праздника.
10. Литературные источники по краеведению и музееведению
 Где искать литературу. Библиотеки, архивы, личные собрания. Прин­ципы и приемы работы с каталогами в библиотеке. Составление библио­графии. Энциклопедии, словари, справочники, путеводители, методиче­ская и иная специальная литература. Навыки работы с литературными источниками: аннотирование, составление конспектов, выписки. Воз­можности интернета. Практические занятия
 Работа в библиотеке, архиве. Составление библиографических карто­чек. Составление списка и подбор необходимой литературы. Работа со словарями и справочниками.
 Учебно-тематический план
 первый год обучения (72 часа)
 №Раздел, темаТип занятияКол-во часов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
1.Введение в музееведение Музееведение в системе наук. Понятие о музее. Тип и профиль музея. Понятие о музейном предмете. Классификация музейных предметов. Музейная терминология Посещение городского музея или любого школьного музея по договоренности.
 2. История музейного дела в России. Первые музеи в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Третьяковская галерея. Посещение Детского музейного центра «Палаты» в г. Владимире
3. Краеведение и школьные музеи в России. Зарождение отечественного краеведения. Первые школьные музеи. Музей как предметный кабинет Современные школьные музеи. Посещение школьных музеев (по договоренности в г. Собинке)
4.Школьный музей и его специфика. Школьный музей в системе образования Специфика и функции школьного музея. Нормативная база школьного музея. Паспортизация школьных музеев.
5. Учет и хранение фондов школьного музея. Изучение документов о порядке сбора, хранения и учета музейных предметов. Систематизация типовых предметов с использованием каталогов. Учет и хранение фондов. Картотека Проведение инвентаризации фондов. Заполнение музейной документации.
6. Экспозиции школьного музея. Понятие экспоната и экспозиции. Отбор материалов для составления экспозиции. Экспозиция и выставка. Особенности и отличия. Подготовка выставки, экспозиции. Рассказ об экспонатах. ИТОГОВОЕ занятие. Викторина. Рассказ о подготовленных выставках для младших школьников. Теоретич. Теоретич. Теоретич. Экскурсия Теоретич. Теоретич. Теоретич. Экскурсия Теоретич.. Теоретич. Теоретич. Экскурсия. Теоретич. Теоретич. Теоретич. Практич. Практич. Практич. Практич. Практич. Теоретич. Практич. Теоретич. Практич. Практич. 9 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 3ч. 12 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 6 ч. 9 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 3 ч. 6 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 22 ч. 2 ч. 4ч. 4 ч. 8 ч. 4 ч. 14 ч. 2ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 4 ч.
Учебно-тематический план
второй год обучения (72 часа)
. 1 2 3 4 .5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 261.Введение в музееведение Музей- институт социальной памяти. Эволюция музея Музей - научная организация или центр досуга? Споры о назначении музея. Посещение государственных музеев. 2. История музейного дела в России. Музей на службе человека. Новые возможности музея. Частные собрания. Их роль и значение. Посещение музеев в г.Владимире 3. Краеведение и школьные музеи в России. Общественная инициатива – главный двигатель краеведения. Краеведение и экскурсионная работа. Массовое краеведческое движение в образовании. Сеть школьных музеев. Посещение школьных музеев (по договоренности в Собинском районе) 4.Школьный музей. Школьный музей в музейной сети страны. Сегодня – школьный, завтра – государственный. 5. Краеведческая работа школьного музея. Музей – хранитель местной истории. Специфика городского музея. Уровни краеведческой деятельности: семья, школа, родной край. Краеведческие источники и их виды (археологические, письменные, изобразительные и т.п.). Изучение исторических источников Владимирского края и Собинского района. Формы краеведческой работы: переписка, встреча, обследование и т.п. Проведение экспедиций по родному краю с целью описания интересных памятников района. 6. Учет и хранение фондов школьного музея. Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов. Акты приема и передачи музейных предметов. Картотека. Работа с карточками. Условия хранения фондов. 7. Экспозиции школьного музея. Искусство экспозиции. Концепция и художественный замысел Порядок организации экспозиции. Отбор материалов для составления экспозиции. Подготовка экспозиции. Рассказ об экспонатах. 8. Массовая и экскурсионная работа школьного музея. Теория подготовки музейной экскурсии. Постановка цели экскурсии, отбор материала по теме экскурсии. Подготовка текста экскурсии. Работа над содержанием экскурсии Итоговое занятие. Проведение экскурсий по одной из экспозиций городского музея. Теоретич. Теоретич. Экскурсия Теоретич. Теоретич. Экскурсия Теоретич.. Теоретич. Экскурсия. Теоретич. Теоретич. Теоретич. Практич. Теоретич. Практич. Теоретич. Практич. Теоретич. Теоретич. Практич. Практич. Теоретич. Теоретич. Практич. Практич. Практич. 8 ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 8 ч. 2ч. 2 ч. 4 ч. 8 ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 2 ч. 2 ч. 20 ч. 2 ч. 2 ч. 6 ч. 2 ч. 8ч. 6 ч. 2 ч. 2 ч. 2ч. 8 ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 12 ч. 2ч. 2 ч. 4 ч. 2 ч. 2 ч.
Категория: Мои статьи | Добавил: marina (02.01.2011)
Просмотров: 4796 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Cymninhenna  
0
[url=http://silven.ru/khkhkh-onlajjn/]
бесплатное онлайн порно хорошего качества[/url]

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024