Пояснительная записка
Школьный музей - одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно-полезной деятельности.
За многие десятилетия своего развития школьные музеи претерпевали существенные изменения. Они были и своеобразными предметными кабинетами, и уменьшенными копиями «взрослых» государственных музеев. И все-таки школьные музеи принадлежат к миру детства и не могут не учитывать особенности детской психологии. Лучшие школьные музеи - это всегда сотворчество детей и взрослых. Приобщаться к миру музея можно в любом возрасте. Но серьезно осваивать музейное дело по силам детям среднего и старшего школьного возраста. Ведь для работы в музее желательно знать историю краеведения и музейного дела, основы современного музееведения, смежных исторических дисциплин. Специфика музейной деятельности - в ее разнообразии и универсальности, в приобщении к различным видам деятельности (поисково-исследовательской, учетно-хранительской, экспозиционной, экскурсионной, массово-пропагандистской и др.). Это требует от всех причастных к жизни школьного музея наличия специальных знаний и широкого кругозора. В школьном музее учащиеся могут получить хорошую допрофессиональную подготовку. Но только при наличии базовых знаний можно говорить о более узкой специализации.
Программа «Активисты школьного музея» рассчитана на 216 часов, что составляет 2 часа в неделю. Срок реализации - три года. Возраст обучающихся – 11-16 лет. Программа усовершенствованная, составлена на основе программы А. И. Персина «Активисты школьного музея» МО и Н РФ, ФЦДЮТ и К, М, 2006г, при расширении или сужении содержания блоков. Дополнена работой по составлению презентаций по экспозициям музея.
Цель программы.
Приобщить учащихся к историческому и культурному наследию родного края средствами краеведения и музееведения.
Задачи программы:
- реализовать интерес учащихся к изучению истории родного края, русской национальной культуры, проявить себя носителями знаний этой истории и культуры;
- познакомить учащихся с особенностями профессии музейного работника, ее многообразием;
- познакомить учащихся с типичными для музея видами деятельности: научной, поисково-исследовательской, просветительской, оформительской, экскурсионной и др.;
- развить у обучающихся умение культурно-социального взаимодействия и общения через проведение экскурсий, встреч с интересными людьми и т.д.;
- развить творческие способности, эстетические чувства обучающихся через изучение жизни, деятельности и мастерства выдающихся личностей.
Тематическое наполнение и часовая разбивка курса отражены в учебно-тематическом плане. Занятия строятся по тематическим блокам: «Введение в музееведение», «История музейного дела в России», «Краеведение и школьные музеи в России», «Школьный музей: его специфика и место в музейной сети», «Краеведческая работа школьного музея», «Учет и хранение фондов школьного музея», «Актив школьного музея», «Экспозиция школьного музея», «Массовая и экскурсионная работа школьного музея», «Литературные источники по краеведению и музееведению».
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, изучение широкого круга тем и вопросов. Некоторые из них довольно сложны и требуют особых усилий. Ряд теоретических и особенно практических занятий целесообразно проводить на базе различных школьных и государственных музеев, в архивах и библиотеках. Для более полноценной организации учебного процесса необходимо сотрудничество с профессиональными музейными работниками. Музееведение - развивающаяся наука. На многие вопросы нет готовых однозначных ответов, существуют разные мнения по некоторым позициям. По спорным темам можно провести открытые столы, дискуссии. Было бы интересно обсудить с учащимися темы: «Нужен ли музей в школе, в городе?», «Можно ли трогать экспонаты руками?», «Что можно, а что нельзя хранить в музее?» и др. Проведение дискуссий, свободных обсуждений, деловых игр - неотъемлемое условие плодотворного развития школьного музея, залог его долголетия. В проведении занятий объединения необходимо использовать исследовательские методики:
- наблюдения. Они, как правило, касаются природной среды (погода, животный мир, состояние различных природных объектов и т.п.). Но наблюдать можно и за окружающей жизнью, событиями, фиксируя наиболее характерное, примечательное.
- обследование. Проводится по специальному плану, программе. Возможно обследование природного, исторического, культурного или иного объекта.
- экскурсии и походы по родному краю. Они будут пробуждать интерес к различным уголкам района, ребята узнают новое о родных местах, поделятся увиденным друг с другом. Каждый попытается определить для себя интересную и перспективную тему для исследовательской работы в будущем.
- работа в библиотеках, архивных и научных учреждениях. Такая работа создает основательную базу, без которой невозможно грамотно организовывать исследовательскую краеведческую деятельность.
- просмотр телепередач, прослушивание радиопрограмм, чтение газет и журналов. Много интересной информации можно почерпнуть из современных СМИ. Иногда неожиданно промелькнет рассказ журналиста, известного историка о нашей местности.
- опрос населения, анкетирование. В каждой местности найдутся старожилы, местные знатоки истории края, воспоминания которых следует записывать. Если воспоминания даже будут противоречить имеющимся историческим фактам, к ним можно будет относиться как к легендам. Анкетирование поможет в системе собрать обширные сведения по различным вопросам местной истории, получить своеобразный срез на определенном историческом этапе.
- переписка с земляками. Хорошо бы попытаться выявить людей, которые жили в этих краях, но уехали на другое место жительства. Им будет приятно вспомнить о местах своего детства, поделиться воспоминаниями, а может быть, и интересными предметами.
- встречи со старожилами, интересными людьми. Такие встречи помогут расширить круг общения, включить в сферу интересов музея большее число людей, которые постепенно могут стать друзьями музея.
Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Размышляя о функциях краеведческого музея, один из виднейших отечественных музееведов Ф.И.Шмит писал, что «краеведческий музей — это, в первую очередь, музей учебный. ...Сюда непременно нужно водить школьников, чтобы для них ожили и стали понятными сухие рисунки-схемы учебников природоведения и истории, ... чтобы пробудить и обострить внимание и наблюдательность и вовлечь ребят в собирательскую, исследовательскую работу».
Участвуя в поисково-собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей края независимо от того, какую тему они изучают. Исторические же знания, по образному определению С.О.Шмидта, «обладают особым свойством: они воспитывают не только разум, но и душу».
Путешествуя по родному краю, изучая недвижимые памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края, учатся понимать, как история малой родины связана с историей страны, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, поселке, селе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса по истории, обществоведению, литературе, географии, естествознанию и т.д.
Закрепление и расширение знаний обучающихся, предусмотренных федеральным компонентом государственных образовательных стандартов, — это только первый уровень реализации образовательно-воспитательной функции краеведения и школьного музея. Знания, полученные в процессе изучения предметов обязательного курса, проверяются, конкретизируются и закрепляются на практике в процессе краеведческих изысканий, экскурсий в музеи, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, во время путешествий и походов по родному краю. Так реализуется и региональный компонент образовательных стандартов.
Не менее важно и то, что в процессе музейно-краеведческой деятельности учащиеся овладевают основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьным курсом. В зависимости от профильной тематики школьного музея, краеведческих изысканий, дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, топонимики и т.п. Кроме того, учащиеся овладевают навыками исследовательской деятельности: выбор и формулирование темы исследования, историографический анализ темы, поиск и сбор источников, их сопоставление и критика, составление научно-справочного аппарата, формулирование гипотез, предположений, идей, их проверка, оформление выводов исследования и выработка рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между основным и второстепенным и т.п.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края «изнутри», понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной и общественной деятельности. Многообразие видов работы, которые необходимо выполнять в школьном музее, позволяет детям выбрать себе занятие по душе, реализовать свои творческие потребности и способности. Достичь высоких результатов в воспитании трудолюбия практически невозможно, если заставлять ребенка выполнять ту работу, которая ему не нравится.
Среди форм проведения занятий и стандартные, типовые: лекция, беседа, и новые, только входящие в практику: мастер-классы, деловые игры, создание проектов и др. Формы подведения итогов зависят от темы и цели проводимых занятий: это могут быть и олимпиады, и конкурсы, круглые столы и дискуссии, защита проектов, конкурс экскурсоводов и итоговая конференция.
Учебно-тематический план
№ Темы занятий п/пКоличество часов ВсегоТеорияПрактика 1. Введение в музееведение 17 10 7 2. История музейного дела в России 20 10 10 3. Краеведение и школьные музеи в России17 10 7 4. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети 8 8 - 5 . Краеведческая работа школьного музея. Составление презентаций по экспозициям.20 10 6 14 10 6. Учет и хранение фондов школьного музея 28 4 24 7. Актив школьного музея 2 - 2 8. Экспозиция школьного музея 22 6 16 9 . Массовая и экскурсионная работа школьного музея 66 16 50 10. Литературные источники по краеведению и музееведению 6 6 Всего 216 70 46 Содержание программы
1. Введение в музееведение
Музееведение в системе наук. Музей - институт социальной памяти. Эволюция музея. Музей - научная организация или центр досуга? Споры о назначении музея. Музей в современном мире. Тип и профиль музея. Понятие о музейном предмете. Классификация музейных предметов. Музейная терминология.
Практические занятия
Посещение государственных музеев. Обсуждение публикаций, фильмов. Встречи со специалистами. Выполнение творческих заданий.
2. История музейного дела в России
Коллекционирование древностей. Первые музеи в России. Петр I и его Кунсткамера. Частные собрания в ХVIII-ХIХ вв. Эрмитаж. Первые общедоступные музеи. Галерея Третьякова. Музеи в XX в. Новые тенденции в музейном деле после 1917 г. Музеи советской эпохи. Музеи на службе политики. Музей в конце XX - начале XXI вв. Музей на службе человека. Новые возможности музея. Практические занятия
Знакомство по литературе, иллюстрациям, фото- и киноматериалам с изучаемыми музеями. Экскурсии в музеи. Встречи с музейными работниками. Подготовка докладов, рефератов. Дискуссия, викторина.
3. Краеведение и школьные музеи в России
Зарождение отечественного краеведения. Летописание. Деятельность Петра I, М.В.Ломоносова. Развитие культуры, образования, их влияние на развитие краеведения. Экскурсионная работа и краеведение. Общественная инициатива - главный двигатель краеведения. Краеведение в России на рубеже ХIХ-ХХ вв. Первые школьные музеи. Предметный метод в обучении. Музей - предметный кабинет. Краеведение и школьные музеи после 1917 г. 1920-е гг. - «золотое десятилетие» отечественного краеведения. Влияние политики, идеологии на краеведение. 2-я пол. XX века. Бурный рост школьных музеев. Государственная политика в области школьного краеведения. Массовое краеведческое движение в системе образования и школьные музеи. Кризисные явления в области краеведения в 1980-1990-х гг. Краеведение и школьные музеи на современном этапе. Сеть школьных музеев.
Практические занятия
Посещение государственных и школьных музеев. Встречи с учеными, краеведами. Диспуты по спорным темам.
4. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети
Школьный музей в системе образования. Основные признаки школьного музея. Его специфика и функции. Школьный музей - отечественный феномен. Эволюция школьного музея. Роль и место музея в образовательном учреждении. Какой музей нужен школе? Школьный музей в музейной сети страны. Чем отличается школьный музей от музея государственного. Вчера - школьный, завтра - государственный. Нормативная база. «Положение о школьном музее». Паспортизация школьных музеев.
Практические занятия
Посещение государственных и школьных музеев. Встречи с сотрудниками государственных музеев, активом школьных музеев. Круглые столы, деловые игры по различным проблемам деятельности школьных музеев.
5. Краеведческая работа школьного музея
Краеведение - краеугольный камень деятельности школьного музея. Музей - хранитель местной истории. Уровни краеведческой деятельности: семья, школа, родной край. Специфика края и профиль музея. Краеведческие источники: устные, письменные, археологические, этнографические, памятники архитектуры и искусства и др. Формы краеведческой работы: переписка, встреча, обследование, экскурсия, поход, экспедиция и др. Исследовательские методы в краеведении: наблюдение, анкетирование, опрос, беседа и др. Связь направлений краеведческой деятельности а) с профилем музея; б) с изучением собственных предметов и коллекций; с иными исследованиями (педагогическими, социологическими и др.). Результаты краеведческой деятельности: отчеты экспедиции, рефераты, доклады, исследовательские работы, конференции, выставки и др.
Практические занятия
Знакомство с деятельностью музеев, научных и общественных организаций, краеведов. Работа с источниками. Участие в краеведческой работе. Подготовка рефератов, докладов и др.
6. Учет и хранение фондов школьного музея
Понятие о фондах музея. Состав (структура) фондов. Основной фонд и научно-вспомогательный фонд. Обменный, дублетный фонды. Учетная документация школьного музея. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов. Картотеки, их разновидности. Акты приема и передачи музейных предметов. Условия хранения фондов. Требования к помещению. Всё ли может сохранить школьный музей? «Хранить запрещено!» Режим хранения. Световой, температурный, температурно-влажностный режимы хранения. Условия хранения фондов в экспозиции и запасниках.
Практические занятия
Посещение государственных и школьных музеев. Знакомство с их фондами. Заполнение музейной документации.
7. Актив школьного музея
Совет и актив школьного музея. Детское самоуправление. Распределение обязанностей в совете музея. Планирование работы. Координация работы с государственными и иными музеями. Творческий союз взрослых и детей - залог успеха.
Практические занятия
Знакомство с работой актива школьного музея. Составление плана работы.
8. Экспозиция школьного музея
Экспонат - главная структурная единица экспозиции. Концепция и художественный замысел экспозиции. Экспозиция - коллективный труд. Методы построения экспозиции. Порядок организации экспозиции: изучение и отбор материалов, составление тематико-экспозиционного плана, разработка архитектурно-художественного проекта, изготовление оборудования, текстов, монтаж и оформление. Искусство экспозиции. Экспозиция и выставка. Возможности организации экспозиции и выставки в условиях школы.
Практические занятия
Посещение государственных и школьных музеев. Знакомство с экспозициями и выставками. Участие в работе по созданию экспозиции, выставки.
9. Массовая и экскурсионная работа школьного музея
Аудитория школьного музея: учащиеся образовательного учреждения, жители района, гости. Работа с организованными группами и случайными посетителями. Формы массовой работы музея: экскурсия, лекция, беседа, урок в музее, консультация, встреча, конференция, праздник и др. Экскурсия. Виды экскурсий. Обзорная экскурсия. Методика подготовки экскурсии. Работа с литературой и источниками. Отбор экспонатов. Составление текста и маршрута экскурсии. Экскурсионные методы и приемы. Сочетание рассказа и показа. «Портфель» экскурсовода. Способы активизации работы с аудиторией: листы и тетради-задания, театрализованные экскурсии, игры, спектакли и др.
Практические занятия
Посещение государственных и школьных музеев. Знакомство с массовой и экскурсионной работой музеев. Встречи с сотрудниками музеев, экскурсоводами. Составление текста экскурсии, сценария занятия, праздника.
10. Литературные источники по краеведению и музееведению
Где искать литературу. Библиотеки, архивы, личные собрания. Принципы и приемы работы с каталогами в библиотеке. Составление библиографии. Энциклопедии, словари, справочники, путеводители, методическая и иная специальная литература. Навыки работы с литературными источниками: аннотирование, составление конспектов, выписки. Возможности интернета. Практические занятия
Работа в библиотеке, архиве. Составление библиографических карточек. Составление списка и подбор необходимой литературы. Работа со словарями и справочниками.
Учебно-тематический план
первый год обучения (72 часа)
№Раздел, темаТип занятияКол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
1.Введение в музееведение Музееведение в системе наук. Понятие о музее. Тип и профиль музея. Понятие о музейном предмете. Классификация музейных предметов. Музейная терминология Посещение городского музея или любого школьного музея по договоренности.
2. История музейного дела в России. Первые музеи в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Третьяковская галерея. Посещение Детского музейного центра «Палаты» в г. Владимире
3. Краеведение и школьные музеи в России. Зарождение отечественного краеведения. Первые школьные музеи. Музей как предметный кабинет Современные школьные музеи. Посещение школьных музеев (по договоренности в г. Собинке)
4.Школьный музей и его специфика. Школьный музей в системе образования Специфика и функции школьного музея. Нормативная база школьного музея. Паспортизация школьных музеев.
5. Учет и хранение фондов школьного музея. Изучение документов о порядке сбора, хранения и учета музейных предметов. Систематизация типовых предметов с использованием каталогов. Учет и хранение фондов. Картотека Проведение инвентаризации фондов. Заполнение музейной документации.
6. Экспозиции школьного музея. Понятие экспоната и экспозиции. Отбор материалов для составления экспозиции. Экспозиция и выставка. Особенности и отличия. Подготовка выставки, экспозиции. Рассказ об экспонатах. ИТОГОВОЕ занятие. Викторина. Рассказ о подготовленных выставках для младших школьников. Теоретич. Теоретич. Теоретич. Экскурсия Теоретич. Теоретич. Теоретич. Экскурсия Теоретич.. Теоретич. Теоретич. Экскурсия. Теоретич. Теоретич. Теоретич. Практич. Практич. Практич. Практич. Практич. Теоретич. Практич. Теоретич. Практич. Практич. 9 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 3ч. 12 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 6 ч. 9 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 3 ч. 6 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 22 ч. 2 ч. 4ч. 4 ч. 8 ч. 4 ч. 14 ч. 2ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 4 ч. Учебно-тематический план
второй год обучения (72 часа)
. 1 2 3 4 .5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 261.Введение в музееведение Музей- институт социальной памяти. Эволюция музея Музей - научная организация или центр досуга? Споры о назначении музея. Посещение государственных музеев. 2. История музейного дела в России. Музей на службе человека. Новые возможности музея. Частные собрания. Их роль и значение. Посещение музеев в г.Владимире 3. Краеведение и школьные музеи в России. Общественная инициатива – главный двигатель краеведения. Краеведение и экскурсионная работа. Массовое краеведческое движение в образовании. Сеть школьных музеев. Посещение школьных музеев (по договоренности в Собинском районе) 4.Школьный музей. Школьный музей в музейной сети страны. Сегодня – школьный, завтра – государственный. 5. Краеведческая работа школьного музея. Музей – хранитель местной истории. Специфика городского музея. Уровни краеведческой деятельности: семья, школа, родной край. Краеведческие источники и их виды (археологические, письменные, изобразительные и т.п.). Изучение исторических источников Владимирского края и Собинского района. Формы краеведческой работы: переписка, встреча, обследование и т.п. Проведение экспедиций по родному краю с целью описания интересных памятников района. 6. Учет и хранение фондов школьного музея. Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов. Акты приема и передачи музейных предметов. Картотека. Работа с карточками. Условия хранения фондов. 7. Экспозиции школьного музея. Искусство экспозиции. Концепция и художественный замысел Порядок организации экспозиции. Отбор материалов для составления экспозиции. Подготовка экспозиции. Рассказ об экспонатах. 8. Массовая и экскурсионная работа школьного музея. Теория подготовки музейной экскурсии. Постановка цели экскурсии, отбор материала по теме экскурсии. Подготовка текста экскурсии. Работа над содержанием экскурсии Итоговое занятие. Проведение экскурсий по одной из экспозиций городского музея. Теоретич. Теоретич. Экскурсия Теоретич. Теоретич. Экскурсия Теоретич.. Теоретич. Экскурсия. Теоретич. Теоретич. Теоретич. Практич. Теоретич. Практич. Теоретич. Практич. Теоретич. Теоретич. Практич. Практич. Теоретич. Теоретич. Практич. Практич. Практич. 8 ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 8 ч. 2ч. 2 ч. 4 ч. 8 ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 2 ч. 2 ч. 20 ч. 2 ч. 2 ч. 6 ч. 2 ч. 8ч. 6 ч. 2 ч. 2 ч. 2ч. 8 ч. 2 ч. 2 ч. 4 ч. 12 ч. 2ч. 2 ч. 4 ч. 2 ч. 2 ч.
|